…
называют имперсоналисты‚ так прямо и обращаются друг к другу – намо нарайяна‚ что значит здравствуй нараяна. А различаются эти школы по тилаку – рисунку глиной на лбу. У двайтистов – две полоски вертикально‚ а у адвайтистов-имперсоналистов – три полоски горизонтально.
Теория Шанкарачарьи приводит к имперсонализму‚ уничтожению личности. Все ведь едино. Зачем мне личность ведь личности влияют. Адвайтисты говорят: зачем же нам личностное влияние‚ давайте жить мирно и спокойно. Напоминает философию коммунистов. У них тоже все были равны. Когда шрила Прабхупада‚ в процессе своих четырнадцати кругосветных путешествий‚ побывал не севере – он сказал: "Посмотрите‚ какая красота – никакого личностного влияния – вот к чему стремятся имперсоналисты!” Даже в пранаме – приветствии шрилы Прабхупады есть такие слова: ты пришел на запад‚ чтобы уничтожить философию имперсонализма и пустоты. Бактисидханта Прабхупада – учитель шрилы Прабхупады – был ярым противником имперсонализма. А шива‚ как вы знаете‚ находится по положению выше брахмы‚ не относится даже к полубогам. Он разрушитель материального мира. Когда приходит время‚ шива встает из своего транса «самосознания» и начинает танец маха-пралайи‚ что все планетные системы начинают гореть и плавиться. У шивы есть своя планета‚ которая находится выше планеты брахмы – сатьялоки. Шива – это аханкара‚ то есть ложное эго‚ элемент выходящий из санкаршана – экспансии кришны.
Шива – отличен от кришны; вишну – экспансия кришны – проецируется как одна личность‚ вместе с брахмой и шивой‚ но и он отличен от кришны. Кришна – первая личность‚ а вишну‚ шива и брахма‚ не первые‚ но тоже личности‚ являясь‚ «внутренней» энергией‚ как и все живые существа‚ отличные от низшей‚ внешней или материальной энергии.
И когда преданный страдает – он страдает в «знании». Природа материального мира – авидья – то есть невежество‚ а нематериального – сат-чит-ананда‚ или по-русски вечность‚ знание‚ блаженство. Материальное тело может перейти незаметно в другое совершенно качество‚ отличное от авидьи‚ как железный прут если держать его долго в огне‚ он раскаляется и становится качественно огнем‚ и так же обжигает‚ как огонь‚ Дживы – пограничная энергия‚ они могут либо служить авидье – невежеству или видье – знанию. А для этого необходимо служить гуру, читать книги и повторять харе кришна‚ харе кришна‚ кришна кришна харе харе‚ харе рама харе рама рама рама харе харе‚ – хором ответили преданные‚ – и невежеству бой‚ конец.
Гусейн определил уровень лектора по-своему и был удовлетворен‚ но не совсем. Его мучила икота.
-Причина страданий есть авидья, и-и как тогда страдать в знании-видье?
-Это просто. Преступник, которого посадили знает за что.
Алтарная была небольшая. Свободно в ней на ковре могли сидеть человек семь-восемь. Лектор располагался к ним лицом‚ по правую сторону его стояли мурти. Фигурки из бронзы с поднятыми вверх руками. Считалось‚ что чайтанья – нитай самые милостивые из мурти‚ они прощали все «оскорбления»‚ которые преданные совершали при арати‚ нарушая в мелочах пунктуальность их «хлопотной» жизни. Ходили разные легенды о том‚ как мурти общаются с преданными или очень чистыми пуджари. Иногда они и впрямь съедали поднесенную им пищу‚ или пили молоко. Кто-то в это верил‚ кто-то хотел верить‚ но в сентябре-октябре 1995 года в Индии‚ ганеша – слон действительно‚ пил молоко. Оно исчезало при вливании в хобот ганеша‚ за целый день мурти выпило довольно много‚ говорили даже‚ что все молоко в деревне. Этот феномен был заснят на видео‚ и шел в новостях по всему миру‚ и был признан «чудом» 1995 года. Служба закончилась‚ и все преданные вышли‚ поклонившись напоследок‚ мурти закрыли занавесками. Молока, правда, жалко!
-Кто Ты, Господи?
-Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 5).
Гусейн рассказывал, как он служил в Швеции. В алтарной‚ подметая перед мурти радхи-кришны‚ постоянно кланяясь при входе и выходе. Раз в неделю их «величества» омывали йогуртом и медом‚ соком и другими благородными жидкостями‚ а потом пили по три капли‚ или капали себе не голову жидкость, называемую чаринамрита‚ остатки выливали под дерево в храме‚ так как считалось оскорблением пить больше трех капель.
Все пошли по служению‚ после того как вкусили прасад. Гусейн взял на кухне тарелку чатней (томаты с красным перцем) и напиток‚ сел вкушать. Леонард‚ увидев‚ что чатней не хватает для посетителей‚ запретил Гусейну. Все остальные преданные под звуки пения под мрдангу Прабхупада вкушали китри – блюдо из риса с овощами. Гусейну сделали замечание и еще по одному поводу‚ чтобы он не ел бхогу‚ то есть не предложенную пищу. Это была последняя капля.
– Да вы можете отличить предложенную пищу от не предложенной‚ – спрашивал он у уборщицы Любы‚ – кто сейчас‚ например‚ вкушал кришна или нет! Может ему не понравилось, как сготовил Нурлан и вместо него все съел шива. Может такое быть?! Потом еще долго слышался шум и препирания на тему как кто понимает взаимоотношения ведических персонажей.
Женя‚ положив грязный поднос в раковину‚ обратился к Гульбаршин‚ которая мыла посуду:
– Матаджи‚ дайте мне благословение на распространение печенья.
Гульбаршин‚ очень смиренная женщина в летах‚ просто улыбнулась и что-то про себя пробормотала‚ покраснев. Гусейн все это видел и закричал: "Какое тебе нужно благословение‚ помой-ка лучше поднос за собой!” Это он сказал глазами. Сразу он ничего не говорил или говорил‚ но редко. Когда случай был не замечен‚ Гусейн молчал‚ но вспоминал в другую минуту и это было вдвойне тяжелее‚ тому к кому он обращался.
Рашид побежал занимать печенье‚ и его на полпути остановила средней полноты девица.
– Рашидик‚ ты куда? Погуляем сегодня‚ я тебе звонила‚ а ты куда-то запропастился.
– Рашид что-то к тебе зачастили‚ ха-ха! – съязвил Женя‚ и пока Рашида отвлекали‚ залез на кухню‚ где Римма (уйдет через много лет в Православие) уже напекла кучу печенья‚ оно прело и ароматило воздух своим жаром.
– Сейчас не ложи‚ а то пакет расплавится‚ – посоветовала она.